Игорь Панарин
Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Основная геополитическая концепция Руси была сформулирована после брака ИВАНА III (1440-1505 г.г.) с дочерью брата последнего византийского императора - Софией Палеолог. Великий князь Иван Васильевич овдовел в 27 лет. Новой супругой государя стала Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XII. После взятия турками-османами Константинополя ее семья бежала в Италию. Их первый сын Василий появился на свет в 1479 году. Русь была тесно связана с Византией династическими браками. Креститель Руси святой князь Владимир взял в жены византийскую царевну Анну. От дочери византийского Императора родился великий князь Киевский Владимир Мономах, которому византийский Император в начале 12 века прислал крест из животворящего древа, сердоликовую чашу, принадлежавшую его предку Императору Августу, правившего Римом с 27 года до н.э. до 14 г. н.э. (Напомним, что РЮРИК был также потомком Августа в 14 колене), царские бармы и царский венец (шапку Мономаха), которым с тех пор венчались на княжение Великие Князья и Цари. От его ветви пошли последующие русские самодержцы. Отметим также брак сестры Василия II Анны с византийским царевичем Иоанном (1411-1414). А в конце этого периода - наиболее важный брак Иоанна III с племянницей последнего, убитого при турецком штурме Константинополя, византийского Императора Софьей Палеолог (1472); после пресечения всего потомства Палеологов она осталась единственной наследницей Византийского Царства (что напомнил Иоанну III венецианский сенат). Великого князя Московского стали именовать по византийскому образцу царем и автократором (самодержцем). После захвата Константинополя турками в 1453 году Русь оставалась единственным православным государством. Гербом Русского государства стал византийский двуглавый орел, в котором можно видеть знак “симфонии” двух властей. Его связывали с Константином Великим, принявшим этот герб в 326 году, Софья Палеолог привезла его с собой в Россию на своих регалиях и поэтому в России двуглавый орел с полным правом получил именно такое государственное значение преемственности от Византийского Царства (так считали В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин и др.). Двуглавый орел известен у хеттов и в Месопотамии 2 тысячелетии до н.э., в Индии 2 века до н.э. и т.д. На Руси двуглавый орел впервые появился еще в языческих курганах Смоленщины - у сел Шиловцы (8-9 вв.) и Гнездово (10 век). Позже, в 12-14 вв. он появляется на монетах Твери, суздальских вратах и т.д. В начале 16 века инок одного из псковских монастырей ФИЛОФЕЙ сформулировал теорию МОСКВА- третий РИМ. Русь объявлялась последним и вечным царством православного мира, наследницей величия древних прославленных государств (Римской и Византийской империй). И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлтсь в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христианам царь. Из послания старца Филофея Ивану III Как ныне считается, старец Филофей родился около 1465 года и скончался в 1542 году. Вадим Кожинов в своей книге ИСТОРИЯ РУСИ И РУССКОГО СЛОВА (М., 2001. - с.470-471) отмечает, что как псковитянин Филофей испытывал духовное воздействие близкого к преподобному ИОСИФУ ВОЛОЦКОМУ святителя ГЕННАДИЯ, который в 1484 - 1504 годах был архиепископом Новгородским и Псковским. Нельзя недооценивать и тот факт, что сочинения Филофея переписывались в Иосифоском Волоколамском монастыре (хотя уже после кончины преподобного ИОСИФА ВОЛОЦКОГО). Это вполне понятно, ибо идея “МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ” была созвучна наследию преподобного ИОСИФА ВОЛОЦКОГО, и к тому же для ее рождения необходимой предпосылкой являлась ПОБЕДА над ересью жидовствующих (Филофей упоминает о ней), которая позволяла считать московское православие истинным, отвергнувшим заблуждения. Ранее старца Филофея преподобный ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ в своем послании призывал вступившего на престол ВАСИЛИЯ III: “Бога ради, господарь, и Пречистыа Богородицы, - пожалуй, и попецыся, и промысли о божественых церквах и о православной вере хрестьянстей… ино, государь, погибнуть всему православному христианству от еретических учений, яко ж и прежа …. Царства погибоша сим образом … Римское, иже много лета пребыша в православной вере християнстей, тако погибоша”. Два Рима пали в ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить благовейную чистоту веры, чистое и светлое мироощущения апостольского Православия. Первый - наследник мировой империи языческого Рима - отпав в гордыну католицизма. Второй (Византия) - поступившись чистотой Церкви ради сиюминутных политических выгод, отданный Богом на попрание иноверцам, последователям Магомета. Третий же Рим - Москва, государство народа русского, и ему всемогущим Промыслом Божиим определено отныне и до века хранить чистоту Православного вероучения, утверждающего конечное торжество Божественной справедливости и любви. Из этого ясно, что идея ТРЕТЬЕГО РИМА восходит к преподобному ИОСИФУ ВОЛОЦКОМУ, и этим тезисом Вадим Кожинов завершает свою книгу ИСТОРИЯ РУСИ И РУССКОГО СЛОВА (М., 2001. - с.471). Автор солидарен с мнением великого русского историка. А теперь коротко об авторе идеи ТРЕТЬЕГО РИМА, преподобном ИОСИФЕ ВОЛОЦКОМ (А.И.Карпов, А.И. Юрьев. СВЯТЫЕ И ЧУДОТВОРЦЫ РОССИИ. - М., - Вече, 2000. - 512 с.). ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (Иван Санин) - 1439 - 1515. 1.Концепция. с.243 Укрепление дисциплины в обителях, полный отказ от личной воли и беспрекословное подчинение каждого инока воле игумена, всемерная боготворительность, возможная лишь при значительной земельной собственности. С.256 На церковном соборе 1503 года Иосиф резко выступил против попыток ограничить монастырское землевладение. “Если у монастырей сел не будет, то как знатному и благородному человеку постричься? А если не будет знатных старцев, то откуда взять на митрополию, или на архиепископию, или епископию? Ведь если не будет знатных старцев и благородных, то вере будет ПОКОЛЕБАНИЕ”. Он стремился превратить свой монастырь в своего рода школу для будущих иерархов Русской Церкви, какой была некогда Печерская обитель преподобного Феодосия, “начальника” иноческой жизни на Руси. 2. Личный пример. С.256 Богатство и известный аристократизм его иноков не снижали аскетической строгости царивших в нем порядков. Иосифо-Волоколамский монастырь прославился в первую очередь своей строжайшей дисциплиной, неукоснительным соблюдением монастырского устава, составленного самим Иосифом. Сам игумен подавал пример братии. Он, настоятель богатейшей в России обители, до конца своих дней ходил в худых и заплатанных ризах, не гнушаясь самой черной работой. 3. Борьба с ересью жидовствующих. С.259 Ересь была завезена в Новгород неким иудеем Схарией (Захарией), который увлек в свою веру некоторых из новгородских священников: впоследствии от них научились другие, и так ересь распространилась сначала в Новгород, а затем, вместе с переехавшими новгородцами, и в Москве. Причем ее приверженцами стали не только, и даже не столько рядовые сявщенники, сколько многие иерархи Церкви и люди из окружения самого великого князя Ивана III. С. 91- Никольский ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ. М.,1988. Преподобный Иосиф обвинял еретиков ( “Жидовин именем Схария… диаволов сосуд изучен всякого злодейства изобретению, чародейству же и чернокнижию, звездозаконию же и астрологы”, приехавший в 1471 году в Новгород и еще три других “жида” из Литвы, приехавшие вслед за Схарией, “прельстили” первых еретиков, попа Дениса и протопопа Алексия; “жиды” научили их “жидовству”, велели втайне быть “жидами”, а снаружи казаться христианами и превратили их в самых ревностных пропагандистов “жидовства”. ЕРЕРИКИ:
Союзникоми преподобного ИОСИФА ВОЛОЦКОГО были греки из окружения Софьи Палеолог, среди которых ведущую роль играли братья Юрий и Дмитрий Траханиоты. Собор 1504 года и ИВАН III полностью поддержали преподобного ИОСИФА ВОЛОЦКОГО. Еретики были казнены. Источник: http://panarin.com/doc/40 | |
Категория: Мои статьи | Добавил: inpanarin (08.05.2009) | Автор: Игорь Николаевич Панарин | |
Просмотров: 6144 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |