">
Понедельник, 21.08.2017, 07:34 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад на Форуме в Конгрессе США 27 апреля 2009 года

Россия и США: баланс интересов в условиях глобального кризиса

Уважаемые участники Форума!

Выступления большинства американских участников нашего Форума (У.Бернс, М.Голдман, Т.Пиккеринг, Р.Макфарлайн, Б.Линд и т.д.) вселяют определенный оптимизм в плане улучшения российско-американских отношений.Мы ведем нашу дискуссию накануне 64-летия Великой Победы над фашизмом.  И это символично, что мы ведем диалог о возможностях улучшения  российско-американских взаимоотношений, ведь их  высшим этапом было  боевое сотрудничество в годы  Второй мировой войны. Отношения с США – один из приоритетов внешней политики России,  важный фактор международной стабильности. В условиях глобального кризиса ключевыми задачами являются обеспечение их устойчивого развития  в конструктивном и предсказуемом русле, расширение сфер совпадения интересов, сужение зон разногласий на основе поиска компромиссов с учетом национальных интересов друг друга.          В 1942 году президент Ф.Рузвельт в послании Конгрессу США писал: "Мужественное сопротивление русского народа является огромной помощью всем народам, сопротивляющимся нацистской военной машине. Это сопротивление полностью нарушило нацистские планы и развеяло миф о непобедимости нацистов".         Под Сталинградом и Курском наступил перелом в великой  битве с фашизмом, а в мае 1945 знамя Победы уже реяло над рейхстагом.         Эти исторические обстоятельства определяют важность современной перезагрузки и  улучшения взаимоотношений наших великих государств. Ведь глобальный мировой кризис – главная угроза современной системе международных политических и экономических взаимоотношений, уровню и образу жизни народов наших стран.Как справедливо отметил господин Т.Пиккеринг, кризис взывает к сотрудничеству, а   что преодолеть глобальный кризис двум странам следует вместе. В принятой 5 апреля 2008 года  Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений отражен комплексный характер взаимодействия между Россией и США по основным направлениям в целях обеспечения стабильной преемственности на перспективу. В 2009 году наметились позитивные предпосылки  для улучшения диалога России и США.  Хотелось бы, чтобы эта проявившаяся  тенденция, развивалась и укреплялась, чтобы был найдет баланс взаимных интересов в условиях глобального кризиса.

В рамках развернувшейся на Форуме дискуссии, позвольте высказать ключевые тезисы, связанные с  определением новых возможностей для придания российско-американскому диалогу нового динамизма. 

1.Оптимальной идеологической формулой, которая будет содействовать успешной реализации антикризисного  курса  России в ближайшие годы, по нашему мнению является формула  ИНТЕГРАЦИИ ЕВРАЗИИ, опирающаяся на духовно-геополитические взгляды Александра Невского и современные модели интеграционных процессов Европейского Союза. Евразия – это великая чертежная доска для оркестра самобытных цивилизаций, способных  к совершению инновационного технологического рывка.  В этой связи постепенное создание Евразийского Союза к 2012 году, использующего конструктивный опыт межгосударственного строительства  ЕС, СНГ,  ЕВРАЗЭС – позитивная перспектива в борьбе с глобальным кризисом. У Евразийского Союза может быть две столицы (Северная – С-Петербург, южная  - Алма-ата). Государем нового межгосударственного образования  - Евразийского Союза должен стать В.В.Путин. я убежден, что интеграция Евразии отвечает национальным интересам США.

 2. Граждане нашей страны  настороженно относятся к усилению  военной мощи США у европейских границ России.  

Тем более,  что российская военная группировка в районе Калининграда уменьшилась в несколько раз, что является как раз примером вполне открытого и прагматичного подхода к безопасности. Отрадно было услышать мнение бывшего советника Президента США по национальной безопасности Р.Макфарлайна о том, что «у Москвы есть все основания,  чтобы опасаться окружения своей страны военными базами». Жесткая критика процесса расширения НАТО на восток, которая прозвучала в выступлении Б.Линда,  также говорит о том, что здравомыслящая часть американской политической элиты понимает всю опасность данных действий.В России в 70 раз больше чем в США погибло людей в годы 2 мировой войны, поэтому россияне  крайне негативно воспринимают приближение военной инфраструктуры  к границам России. И граждан России можно понять. Ведь именно с Запада дважды в 20 веке на землю России приходили незваные жестокие гости.          В этой связи актуальной для России является проблема заключения нового Договора общеевропейской безопасности «Хельсинки плюс».

3. Назрела необходимость совместных  российско-американских действий по преодолению мирового кризиса.

В своем выступлении заместитель государственного секретаря США У.Бернс отметил, что «в интересах США и России вместе работать по преодолению кризиса», а профессор Гарвардского университета М.Голдман подчеркнул, что имеется поле для сотрудничества по преодолению кризиса.  В этой связи представляется целесообразным обсудить несколько предложений.А). Разработка совместной Антикризисной программы и предложений для осенней встречи стран «двадцатки».Б). Совместный анализ проблем,  связанных  с созданием новой международной валюты АКЮРЕ и введением рубля в «корзину»  МВФ.Вы спросите,  а где же доллар? Но ведь уже 75 американских городов уже не используют его в повседневной жизни. В). Постепенный и плавный переход на новые взаиморасчеты между нашими странами (50% - рубли, 50% - доллары).

          4. Совместный анализ 200-летних   российско-американских дипломатических отношений.  

          Напомню участникам Форума  о том, что Россия больше всего из других государств мира сделала для появления независимого американского государства. Во время освободительной войны американцев за независимость с Великобританией (1775-1783), российская императрица Екатерина Великая отказалась послать в Америку по просьбе англичан русский экспедиционный корпус для подавления восстания против английского короля.         А во время Гражданской войны в США (1861-1865) две русские эскадры в течение трех лет находились в Нью-Йорке и Сан-Франциско, обеспечивая защиту американских берегов от возможного вооруженного вмешательства английского флота на стороне южан. Таким образом, ДВАЖДЫ Россия внесла РЕШАЮЩИЙ ВКЛАД в дело сохранения американской государственности.         В 21 веке Россия может в третий раз помочь  США сохранить свою государственность. Я кратко  напомню участникам Форума о своей  гипотезе  возможности распада США в 2010 году. Она впервые была публично представлена в 1998 году, на международной конференции в Австрии. Мне бы очень не хотелось,  чтобы мой давний  прогноз реализовался. Однако последние события в США (крах Уолл-стрита,  рост безработицы, банкротство GM, заявления губернатора Техаса  и т.д.) вызывают у меня, как  у аналитика, определенную тревогу.В условиях нарастания негативных тенденций в американской и мировой экономике,  возможность конструктивного развития российско-американских отношений  остается важнейшим фактором сохранения американской государственности. Именно на такой взаимной заинтересованности могут и должны строиться и развиваться российско-американские отношения в дальнейшем. 5. Совместное  Формирование антикризисной (новой)  элиты мираВажным условием успешной борьбы с глобальным финансово-экономическим кризисом является формирование   новой политической элиты мира, нацеленной  на устойчивое бесконфликтное развитие мира,   реализацию  стратегических целей, при  максимальном учете интересов национальных политических элит.Следует подчеркнуть, , что в конце 20 века – начале 21 века, американской политической элите  не удалось сформулировать оптимальную модель развития мира после распада СССР. Уникальная возможность построения новой модели развития мира после распада Варшавского Договора и СЭВ, была, к сожалению, упущена. Аналитические центры США при анализе новой  ситуации в мире не смогли выйти за рамки стереотипов «холодной войны». Проблема в том, что американские аналитические центры   продолжили действовать так, как будто бы продолжал существовать СССР. Но ведь как совершенно справедливо  отметил заместитель государственного секретаря США У.Бернс «Россия – это не СССР». Следовательно,   не следует использовать против России  стереотипы времен холодной войны. Мне кажется,  что верны тезисы по данной проблеме, прозвучавшие  сегодня в выступлении Посла России в США С.Кисляка:- Россия – новая страна, нельзя к ней подходить со старыми стереотипами;-мы постоянно остаемся в плену старых стереотипов, что наиболее ярко проявилось в августе 2008 года. Стереотипы мышления некоторых американских аналитиков оказались чрезвычайно живучими. Они ведь выиграли  стратегическую игру у  КГБ СССР и ЦК КПСС. Но затем, они не смогли  объективно выйти за пределы своих действий в ходе борьбы против СССР, хотя мир кардинально стал меняться. Они «остались» во временном континиуме 80-х годов 20 века. Они не смогли перестроиться, изменить свое мышление в соответствии с изменениями мира. Следует отметить, что определенные попытки построения новой концептуальной модели мира предпринимались американскими политологами (Ф.Фукуяма, С.Хантингтон, Т.Грэм и т.д.). Однако их деятельность не привела к  успеху. Адекватно реагировать на изменения мира, формулировать оптимальные модели  мира в условиях глобализации, совместно искать пути выхода из глобального финансового кризиса – именно эти задачи стоят сегодня перед политической элитой США и России.Развивая идеи С.Кисляка, У.Бернса, М.Голдмана, высказанные сегодня, считаю,  что важным шагом в борьбе с глобальным кризисом  могло бы быть    создание специального российско-американского информационно-аналитического Центра противодействия мировому кризису,  с соответствующими экспертно-аналитическими и проектно-прогнозными подразделениями. Именно ЦЕНТР может предложить лидерам наших великих государств совместные предложения по выходу из глобального мирового кризиса. В его составе  должны работать прежде всего ученые, аналитики, журналисты, представители гражданского общества. Специальные аналитические доклады и прогнозы данного Центра  целесообразно систематически доводить до лидеров стран-членов Совета Безопасности ООН.В целях разработки новой устойчивой модели мира  можно создать специальную международную неправительственную структуру (ПЯТИСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ). Необходим международный механизм частно-государственного партнерства, учитывающих интересы как национальных государств, так и транснациональных корпораций. Напомню о том, что в 70-е годы 20 века была создана ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ (США-ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА-ЯПОНИЯ). До распада СССР она являлась важным инструментом согласования интересов национальных элит Запада и транснациональных корпораций. Однако мир после распада СССР кардинально изменился и   ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ не смогла адаптироваться к изменениям мира. Настало время создания новых международных структур. Будущее мира, успех антикризисных мер  во многом будет определяться тем, сможет ли интеллектуальная элита России и США адаптироваться к реальному раскладу сил в мировой политике. Время требует о создания мощных информационно-аналитических и информационно-пропагандистских структур. Речь идет о комплексном информационно-аналитическом и идеологическом сопровождении проекта «УСТОЙЧИВЫЙ МИР-2012».

ПЯТИСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ (участники)

1.США.2.АТР (Китай, Индия, Япония).3.Россия (Евразия)4.Бразилия (Латинская Америка)5.Европейский Союз.

Всего – 25-40 человек

Уважаемые участники Форума!      Завершая  выступление, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что российско-американские отношения должны  конструктивно развиваться на благо наших народов. Надеюсь, что наш Форум будет содействовать укреплению и развитию российско-американских отношений.   Спасибо за внимание.                    



Источник: http://panarin.com/comment/1198
Категория: Мои статьи | Добавил: inpanarin (02.05.2009) | Автор: Игорь Николаевич Панарин
Просмотров: 531 | Комментарии: 1 | Теги: АКЮРЕ, Форум в Вашингтоне | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: